Сергеева Ольга Леонидовна, воспитатель.
Предшкольная речевая подготовка воспитанников.
Успеваемость ребенка в школе, качество усвоения им знаний во многом зависят от дошкольной подготовки. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование полноценной речевой деятельности, познавательной активности и любознательности, устойчивости эмоционально-волевой сферы.
По мнению таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Т.А. Ахутина, P.A. Белова-Давид, JI.C. Выготский, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, Д.И. Орлова, В.К. Орфинская, Л.Г. Парамонова, A.B. Семенович, Г.В. Чиркина, успешное обучение детей во многом будет зависеть от уровня сформированности у него навыков чтения, которое является основой переработки постоянно возрастающих объемов информации.
По данным некоторых исследователей, овладение процессом чтения, представляет определенную трудность для 24% -30% учащихся школ (М.Н. Русецкая, 2003, 2009).
Дислексия, как патологический вариант овладения чтением формирует значимые преграды как для обучения (Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, А.Е.Алексеева, Е.Ф.Соботович и др.), так и для становления личности ребенка, его социализации в современном информационном обществе.
Согласно полифакторным моделям дислексия понимается как следствие взаимодействия несформированности ряда речевых и неречевых предпосылок чтения.
К речевым предпосылкам относятся сформированность
1) фонематического, слогового и языкового анализа, синтеза, представлений;
2) лексической и грамматической стороны речи;
3) устной речи
К неречевым предпосылкам относятся особенности формирования зрительных и моторных функций, таких психических функций как память, внимание, мышление, оптикопространственной ориентировки и др. Недостаточная сформированность перечисленных компонентов может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением.
Направление работы по формированию неречевых предпосылок чтения.
Презентации: Игры на развитие внимания, Игры для развития мелкой моторики и речезрительных функций., Игры на развитие мышления. Развитие памяти. Развитие зрительно-пространственных функций.
Развитие речевых предпосылок чтения.
Презентации: Совершенствование грамматических средств языка. Игры на развитие и обогащение лексики. Развитие фонематических представлений, навыков, звукового анализа и синтеза.
Обучение связной речи.
Происходит за счет закрепления навыка последовательной передачи содержания литературного текста, использования диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев, умения придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке.
Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.
|